Понедельник
20.05.2024
02:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт педагога дополнительного образования Мудровой Нины Юрьевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка занятия Птичка

Методическая разработка занятия

 

Птичка


2 занятие в теме: «Соломенная скульптура» 1-го года обучения, объединения «Плетение и аппликация из соломки».

Тип занятия: изучение нового материала.

Время: 45 минут

Цель занятия: изготовление птички в технике соломенной скульптуры.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с техникой изготовления фигурки птички (тело, крылья, голова, носик, хохолок, хвостик), с техникой плетения коврика для тела птички, изготовления пышного хвостика и крыльев;
  • повторить правила безопасного связывания и тугого стягивания соломинок ниткой;
  • повторить правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами и материалами (ножницы, солома, нитки).

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • способствовать развитию художественного и эстетического вкуса, воображения (форма крыльев, хвостика, хохолка);
  • развивать самостоятельность в изготовлении птички.

Воспитательные:

  • воспитывать художественно - эстетический вкус к окружающим предметам;
  • воспитывать творческую активность,усидчивость, аккуратность.
  • способствовать формированию интереса к декоративно - прикладному творчеству (плетению из соломки) и народным промыслам.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

  • На рабочем месте обучающегося:  солома (отрезки соломенных суставов, предварительно замоченных в воде комнатной температуры), ножницы, толстые прочные нитки для связывания соломинок.
  • На рабочем месте педагога: изображения соломенных птиц, образец изделия, схема плетения коврика и этапов связывания соломинок, скотч, длинные отрезки ниток для петелек, лавровые листочки, зубчики чеснока, шишки.

 

Ход занятия

I Организационная часть

  1. Проверка готовности к занятию:

Описание: C:\Users\Дом Творчеста\Desktop\Мудрова НЮ\RfylEEvGhbQ.jpg на столах, до начала занятия, педагог готовит ножницы для каждого обучающегося, по 4 отрезка прочной нитки, влажную соломку, предварительно замоченную в воде комнатной температуры на 20 – 30 минут. Изображения птичек, изготовленных в технике соломенной скульптуры. Образец готовой птички из соломки.  Схема плетения коврика для тела птички и поэтапное связывание соломинок (крылышки, хвостик, шея, голова).

Описание: C:\Users\Дом Творчеста\Desktop\Мудрова НЮ\FSob4_VHvr4.jpg

  1. Постановка задач занятия

- Сегодня мы познакомимся с техникой изготовления фигурки подвесной птички из соломки. Научимся плести тело, крылья, голова, носик, хохолок, хвостик, коврик для тела птички. Научимся делать хвостик и крылья пышными. Повторим правила безопасного тугого связывания соломинок ниткой, правила безопасной работы с соломкой, ножницами, нитками.

3. Актуализация знаний

- Что же такое «Соломенная скульптура»? (это фигурки, сделанные из связанных пучков соломки)

- Что такое «Оберег»? (это вещи, сделанные своими руками из природных материалов с любовью, хорошими мыслями, в хорошем настроении)

- Где можно использовать птичку? (подвесить над кроваткой малыша, у письменного стола, на полочку для книг, украсить ёлку).

- Что можно положить в птичку в качестве оберега? (горох, фасоль, лавровый лист, монетку, ромашку, чеснок, шишку и др.) А сейчас давайте посмотрим каких птичек можно сделать из соломки. (Педагог показывает подборку книг с изображением соломенных птиц).

- Все птички разные и подвесные, и стоячие, и с отделкой из плетешков. Мы с вами сегодня изготовим вот такую подвесную птичку (показать образец птички).

II Изучение нового материала

  1. Теоретическая часть

- Посмотрите на доску, здесь изображена схема прямого плетения коврика и этапы связывания соломинок (разбор схем, изображённых на доске)

- Какую соломку мы можем использовать для плетения? (только замоченную в воде, чтобы она была губкой и эластичной).

- Какие правила мы должны соблюдать для безопасной работы с колющими и режущими инструментами и материалами?

2. Практическая часть

  • Сейчас вам нужно подобрать  соломинки,  необходимые  для изготовления  птички . 7  длинных  соломинок  (30-35 см.)  для тела, хвоста, шеи, головы, клюва.  9  соломинок (20-25 см.) для тела и крыльев. Во время подбора материала опросить детей: «В каких пословицах, поговорках, сказках встречается цифра 7?». (Семь  раз отмерь, один отрежь. Для друга и семь вёрст – не околица. Семеро одного не ждут.  Белоснежка и семь гномов. Волк и семеро козлят.) Длинные соломинки разложите друг возле друга в направлении от себя. По мере готовности детей, педагог проверяет правильность раскладки и одновременно крепит ближние концы соломинок на скотч к столу.
  • Описание: C:\Users\Дом Творчеста\Desktop\Мудрова НЮ\BHXOf3-ZO58.jpg Приступаем к плетению коврика. Переплетать будем соломинками покороче (20-25 см.) Возьмите одну соломинку и проложите её между длинными так: одну поднимаем вверх, одну оставляем внизу и так далее. Таким образом переплетаем все 9 соломинок в шахматном порядке для тела птички, чтобы получился коврик. Прямое плетение коврика в виде прямоугольника должно располагаться в центре всех соломинок, концы которых остаются не заплетёнными.
  • Далее изготовляем тело птички. Возьмите в руки плетение, придайте объём телу и туго свяжите поперечные 9 соломинок с одной стороны и 9 соломинок с другой стороны. Получатся крылышки. Педагог контролирует правильность связывания, помогает по мере необходимости, хвалит, настраивает положительный результат.
  • Описание: C:\Users\Дом Творчеста\Desktop\Мудрова НЮ\Bf-neZqpoWM.jpg Приступаем к изготовлению хвостика. Нужно туго связать 7 продольных соломинок на расстоянии 3-4 см. от коврика. Замечательно, кому помочь?
  • Описание: C:\Users\Дом Творчеста\Desktop\Мудрова НЮ\bDXtvFiA3Vw.jpg Изготавливаем  шейку птички. Туго свяжите 7 продольных соломинок с другой стороны коврика на расстоянии 5-7 см.
  • Формируем  головку.  Поднимите  вверх 3 соломинки для хохолка (можно не делать), оставшиеся 4 соломинки отогните вниз и туго свяжите на расстоянии 1-2 см., кончики соломинок обрежьте под острым углом, чтобы получился клюв.
  • Аккуратно обрежьте лишние концы ниток, не задевая узелок.
  • Описание: C:\Users\Дом Творчеста\Desktop\Мудрова НЮ\uCJUaGQfg-k.jpg Подровняйте  ножницами соломинки на крыльях, хвосте, хохолке, придавая им определённую длину и форму.
  • Распушите крылья и хвостик. Для этого нужно расщепить пальчиками или разрезать ножницами соломинки на 2-4 части.
  • Сделайте петельку из нитки, пропустив под крылышки. Педагог раздаёт длинные отрезки ниток для петелек.
  • Оформите птичку, положите на коврик лавровый листок, чеснок, шишку.(на выбор воспитанников)

А что выбрать?  Я вам сейчас расскажу о символике обережных предметов. Например:

- Бобовые (бобы, фасоль, горох) – символ достатка, сытости, физической силы, мира и дружбы.

- Злаки, колоски – символ материального достатка.

- Лавровый лист – слава, успех.

- Монетка – успех в делах.

- Орех – символ умственной силы, мудрости, долголетия.

- Перец – от ссор в семье.

- Подкова – удача, счастье.

- Ромашка – символ любви и юности.

- Чеснок, лук – защищает и отгоняет нечистую силу.

- Шишка – символ трудолюбия, достижения успеха, крепость семьи.

 

В ходе работы предлагается обучающимся помощь, т.к. при плетении коврика и тугом связывании соломинок могут возникнуть трудности.

 

  1. Закрепление материала. Обсуждение результатов работы. Самооценка.

- Повторим этапы изготовления птички из соломки. Можно ли было изменить этапы работы? (Да, последовательность связывания можно изменить)

- Что нового узнали на занятии? (Что птичка может быть оберегом, научились плести коврик)

- Что можно использовать в качестве оберега? (Любые поделки, сделанные своими руками с любовью)

- Где можно подвесить птичку? (Дома, в кабинете, в классе)

- Что больше всего понравилось? (Плести коврик, узнали символику обережных предметов и выбирать их для своей птички)

- Какие трудности возникли в процессе работы? (Трудно было туго стягивать нитку, трудно связывать крылышки, т.к. много соломинок)

 

- В заключении я предлагаю вам посмотреть, какие птички у нас получилось. Возьмите птичек за петельки и поднимите над столом. Какая красота, большая стая птиц, несущих добро. С заданием вы все справились. Молодцы. - На этом занятие закончим, спасибо за работу. Прошу прибрать свои рабочие места.

 

                                             Литература

  1. Барадулин В.А. «Сельскому учителю о народных промыслах.         Художественная обработка бересты и соломки. Пособие для учителя».- М.: «Просвещение», 1978.- 112 с., ил
  2. Загребаева Л.В. «Плетение из соломки, бересты и лозы».- Мн.: Миринда; Родиола-плюс, 1999.-272 с.: ил.
  3. Лобачевская О.А. «Плетение из соломки».- М.: «Культура и традиции», 2000.- 208 с.: ил.
  4. Сазонова Л.С. «Плетение и аппликация из соломки».- М.: «Ч.А.О. и Ко», 2002.-96 с.
  5. Сергеев В.И. «Плетение из соломки от деда Василия».- Ростов-н/Д: «Феникс», 2000.- 1

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Феникс (18.09.2019)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск